Департамент военной контрразведки ФСБ (ДВКР)

<< Вернуться на предыдущую страницу

СИСТЕМА ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В ВОЙСКАХ
В систему органов безопасности в войсках входят:

Управление военной контрразведки Федеральной службы безопасности РФ (далее именуется 3 Управление);
управления и отделы Федеральной службы безопасности РФ по военным округам и флотам, округу Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, внутренним войскам МВД РФ, региональным управлениям Федеральной пограничной службы РФ, группам войск, объединениям центрального подчинения;
отделы Федеральной службы безопасности РФ по объединениям, соединениям, воинским частям, гарнизонам, военным образовательным учреждениям профессиональногообразования, организациям Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
3 Управление является подразделением центрального аппарата Федеральной службы безопасности РФ, осуществляющим непосредственное руководство подчиненными федеральной службе безопасности РФ органами безопасности в войсках.

3 Управление обеспечивает безопасность в центральных органах управления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов и в непосредственно подчиненных им воинских частях и организациях.

В системе органов безопасности в войсках образуется коллегия, в состав которой входят начальник 3 Управления (председатель коллегии), его первый заместитель и заместители (по должности), а также другие руководящие сотрудники 3 Управления и органов безопасности в войсках, включаемые в состав коллегии директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации по представлению начальника 3 Управления.

В феврале 2000 года и.о. президента Владимир Путин подписал указ «Об управлениях (отделах) ФСБ в вооруженных силах», расширающий возможности особистов. Положение об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках) утверждено Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 318 и частично опубликовано в газете «Красная звезда» 25 февраля с.г. Некоторые пункты Положения носят закрытый характер.

Из Положения:
«5. Органы безопасности в войсках имеют право: устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие, в интересах обеспечения безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также для решения других задач, предусмотренных федеральным законодательством».

В нем также значительно расширено поле ответственности армейских особистов за наркобизнес, оргпреступность, коррупцию, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Задачи военной контрразведки:

К основным направлениям деятельности органов безопасности в войсках относятся:

контрразведывательная деятельность, под которой понимается деятельность органов безопасности в войсках в пределах своих полномочий, направленная на решение задач по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, преследующей цель нанесения ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также их органов управления;
борьба с преступностью и террористической деятельностью, которая предполагает для органов безопасности в войсках решение задач по: выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, отнесенных к подследственности органов федеральной службы безопасности(1); выявлению, предупреждению и пресечению террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также их органов управления; организации и осуществлению совместно с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также борьбе с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.
Борьбу с преступностью и террористической деятельностью органы безопасности в войсках осуществляют путем проведения в пределах своей компетенции оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия.
К иным направлениям деятельности органов безопасности в войсках относятся:

разведывательная деятельность, которая предполагает решение задач по добыванию, обработке и реализации информации о внутренних и внешних угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также их органов управления.
Поскольку разведывательная деятельность по характеру и совокупности используемых гласных и негласных методов и средств является чрезвычайно специфическим видом деятельности, законом ее осуществление напрямую отнесено к компетенции органов внешней разведки Российской Федерации. В связи с этим не случайно Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» в ст. 11 закрепил положение, в соответствии с которым ведение разведывательной деятельности относится к компетенции только органа внешней разведки ФСБ и осуществляется им в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке». Вместе с тем Положение об органах безопасности в войсках относит добывание разведывательной информации к числу задач органов безопасности в войсках. При этом осуществление ими разведывательной деятельности возможно только во взаимодействии с другими специально созданными государством органами, осуществляющими внешнюю разведку. К ним, в частности, относятся: Служба внешней разведки Российской Федерации, орган внешней разведки в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, орган внешней разведки Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

административно-правовая деятельность, которая направлена на решение задач по обеспечению надлежащего административно-правового режима, а именно: выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений, возбуждение и (или) рассмотрение дел по которым отнесено к ведению органов федеральной службы безопасности; предотвращение в пределах своих полномочий несанкционированных действий с ядерным, химическим, биологическим или иным оружием большой поражающей способности, применение которого вызывает массовые потери и (или) разрушения (оружием массового поражения); участие в разработке и осуществлении мероприятий по защите государственной тайны, а также осуществление контроля за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, а также их органах управления; осуществление мер, связанных с допуском военнослужащих и лиц гражданского персонала к государственной тайне; участие в решении вопросов, касающихся их выезда за пределы Российской Федерации; участие в решении вопросов режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, посещения ими военных объектов;
информационная деятельность органов безопасности в войсках, которая предполагает решение следующих задач: осуществление анализа информации о реальных и потенциальных угрозах безопасности Вооруженных Сил, прогнозирование тенденций их развития; получение информации и обмен информацией на основе международных договоров с правоохранительными органами, контрразведывательными и разведывательными службами иностранных государств; информирование органов военного управления и должностных лиц о выявленной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств; о выявлении, предупреждении и пресечении иной противоправной деятельности, а также нарушений установленных требований к обеспечению различных видов безопасности в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах; участие в информировании военно-политического руководства страны, органов государственной власти Российской Федерации, органов военного управления и должностных лиц об угрозах безопасности России, ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и их органов управления, о предпосылках к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также в предоставлении иных сведений, необходимых для обеспечения обороны и безопасности государства.
Органы безопасности в войсках также информируют органы прокуратуры Российской Федерации, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, о ставших известными фактах противоправной деятельности, относящихся к их компетенции.

Наряду с указанными органы безопасности в войсках осуществляют и другие, так или иначе связанные с основными, виды деятельности, направленные на обеспечение их нормального функционирования в любых условиях обстановки (например, обеспечение собственной безопасности, поддержание постоянной оперативной и мобилизационной готовности и др.).

Исходя из объема и разноплановости решаемых органами безопасности в войсках задач, они наделены достаточно широким кругом прав.

К числу наиболее значимых относятся права:

устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то свое согласие;
осуществлять оперативно-розыскные и контрразведывательные мероприятия;
проводить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов федеральной службы безопасности;
вносить в органы военного управления и должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз различным видам безопасности, совершению преступлений;
использовать в установленном порядке средства связи, служебные помещения и транспортные средства, другие силы и средства, а также информационные системы и банки данных, архивно-учетные материалы и документы тех объектов, оперативное обеспечение деятельности которых производится органами безопасности в войсках;
использовать документы федеральных органов исполнительной власти и организаций в целях обеспечения собственной безопасности, а также зашифровки ведомственной принадлежности своих сотрудников, подразделений, помещений и транспортных средств;
знакомиться в соответствующих органах военного управления с нормативными и иными служебными документами и материалами, а также используемыми (эксплуатируемыми) в войсках вооружением и военной техникой.

Удостоверение сотрудника СМЕРШ (фото из книги Мелтона «UltimateSpyBook»)

История органов военной контрразведки:

регистрационная служба Военно-статистического отдела Оперативного управления Всероссийского главного штаба (Всероглавштаб) май 1918 — сентябрь 1918
отдел контрразведки завесы Высшего военного совета
отделение Военного контроля Оперативного отдела (Оперода) Народного комиссариата по военным делам (Наркомвоена) май 1918 — сентябрь 1918
отдел Военного контроля Оперативного отдела (Оперода) Народного комиссариата по военным делам (Наркомвоена) сентябрь 1918 — ноябрь 1918
отдел Военного контроля (1-й отдел, Отвоенкон) Регистрационного управления Полевого штаба РВСР ноябрь 1918 — декабрь 1918
Военный отдел ВЧК
Особый отдел ВЧК
Особый отдел СОУ ГПУ
Особый отдел ОГПУ
4 отделение Особого отдела ОГПУ
Особый отдел ГУГБ НКВД СССР июль 1934 — декабрь 1936
5-й (особый) отдел ГУГБ декабрь 1936 — июнь 1938
2-е Управление НКВД СССР июнь 1938 — сентябрь 1938
4-й (особый) отдел ГУГБ сентябрь 1938 — февраль 1941
Третье Управление НКО февраль 1941- июль 1941
Третье Управление НКВМФ февраль 1941 — январь 1942
Третий отдел НКВД февраль 1941 — июль 1941
Управление особых отделов НКВД СССР июль 1941 — апрель 1943
ГУКР «Смерш» НКО апрель 1943 —
ГУКР «Смерш» НКВС — март 1946
ГУКР «Смерш» МВС март 1946 — май 1946
УКР «Смерш» НКВМФ апрель 1943 — май 1946
ОКР «Смерш» НКВД апрель 1943 — май 1946
Третье Главное Управление МГБ СССР май 1946 — март 1953
Третье управление МВД СССР март 1953 — март 1954
Третье главное управление КГБ при СМ СССР март 1954 —
Третье управление КГБ при СМ СССР
Третье управление КГБ СССР
Третье главное управление КГБ СССР
Главное управление военной контрразведки МСБ
Управление военной контрразведки (УВКР) МБ
Управление военной контрразведки (УВКР) ФСК
Управление военной контрразведки (УВКР) ФСБ
Управление военной контрразведки (УВКР) Департамента контрразведки (ДКР) ФСБ
Управление военной контрразведки (УВКР) ФСБ

В годы Великой Отечественной войны первоочередной задачей органов контрразведки «СМЕРШ» было пресечение шпионской и террористической деятельности иностранных разведок, недопущение беспрепятственного перехода иностранными диверсантами линии фронта.

Благодаря отлаженной работе армейские чекисты зачастую знали всю информацию об иностранных агентах еще в период подготовки тех в разведшколах.

Своей актуальности военная контрразведка не теряет и по сей день.

Ведь одна из главных задач военных чекистов — поддержание постоянной боеготовности армии — всегда остается на повестке дня.
Имена бойцов невидимого фронта неизвестны, задания засекречены, а достижения и подвиги очень редко предаются огласке.
К концу 1943 года Главное управление контрразведки «СМЕРШ» накопило богатый опыт проведения радиоигр с противником. Такой вид спецопераций оказался наиболее эффективным для передачи немцам ложной информации военного характера. В свою очередь, переданная «деза» оказывала эффективную помощь действующей армии.

Апрель 1943 года. Сразу после создания Главного управления контрразведки «СМЕРШ» НКО СССР, была разработана новая система оперативного розыска вражеской агентуры и выпущена инструкция. Согласно этому документу, «розыск и ликвидация агентуры, забрасываемой противником в нашу сторону», считались основными и важнейшими задачами органов «СМЕРШ».

История малоизвестного направления деятельности «СМЕРШ» — противостояние диверсионно-террористическому подполью «Вервольф» в 1944—1946 годах.

19 апреля 1943 г. организовано Главное управление контрразведки «Смерш»

19 апреля 1943 г. секретным Постановлением Совета народных комиссаров СССР на основе Управления особых отделов Народного комиссариата внутренних дел было учреждено Главное управление контрразведки «СМЕРШ» (сокращение от «Смерть шпионам!») с передачей его в ведение Наркомата обороны СССР.
Его начальником стал Виктор Семёнович Абакумов.

«СМЕРШ» подчинялся непосредственно верховному главнокомандующему ВС Иосифу Сталину.

Одновременно с созданием Главного управления контрразведки, были учреждены Управление контрразведки «СМЕРШ» Наркомата Военно-Морского флота — начальник генерал‑лейтенант П. А. Гладков,
управление подчинялось наркому флота Н. Г. Кузнецову и отдел контрразведки «СМЕРШ» НКВД, глава — С. П. Юхимович, подчинялся наркому Л. П. Берии.

В годы Великой Отечественной войны советским военным разведчикам удалось фактически полностью нейтрализовать или уничтожить агентуру противника.
Их работа была настолько эффективна, что гитлеровцам не удалось организовать в тылу СССР крупных восстаний или актов саботажа, а также наладить крупномасштабную подрывную, диверсионную и партизанскую деятельность в странах Европы и на территории самой Германии, когда советская армия стала освобождать европейские страны.
Разведслужбам Третьего рейха пришлось признать своё поражение, капитулировать или бежать в страны западного мира, где их опыт был востребован для борьбы с Советским Союзом.
Ещё много лет после окончания Второй мировой войны и расформирования «СМЕРША» (1946 год), это слово наводило ужас на противников Красной империи.

Военные контрразведчики рисковали жизнью не меньше находившихся на передовой бойцов и командиров Красной Армии. Вместе с ними они вступили в бой с немецкими войсками 22 июня 1941 года.
В случае гибели командира подразделения, они заменяли их, при этом продолжая выполнять свои задачи – боролись с дезертирством, паникерством, диверсантами и вражеской агентурой.
Функции венной контрразведки были определены в Директиве № 35523 от 27 июня 1941 года «О работе органов 3-го Управления НКО в военное время». Военная контрразведка вела оперативно-агентурную работу в частях Красной Армии, тылу, среди гражданского населения; боролась с дезертирством (сотрудники особых отделов входили в состав заградотрядов РККА); работали на территории занятой противником, в контакте с Разведывательным управлением Наркомата обороны.

Военные контрразведчики находились как при штабах, обеспечивая режим секретности, так и на передовой в командных пунктах. Тогда они получили право вести следственные действия в отношении военнослужащих Красной Армии и связанных с ними гражданских лиц, которые подозревались в антисоветской деятельности.
При этом санкцию на арест среднего командного состава контрразведчики должны были получать от Военных советов армий или фронтов, а старшего и высшего командного состава от наркома обороны. Контрразведывательные отделы округов, фронтов и армий имели задачу бороться со шпионами, националистическими и антисоветскими элементами и организациями.
Военная контрразведка взяла под свой контроль военные коммуникации, доставку военного имущества, вооружений, боеприпасов.

13 июля 1941 года было введено «Положение о военной цензуре воинской почтовой корреспонденции». В документе были определены структура, права и обязанности подразделений военной цензуры, говорилось о методике обработки писем, а также был дан перечень сведений, которые являлись основанием для конфискации отправлений. Отделения военной цензуры были созданы при военно-почтовых сортировочных пунктах, военно-почтовых базах, отделениях и станциях. Аналогичные отделения были сформированы в системе 3-го Управления Наркомата ВМФ.
В августе 1941 года военную цензуру передали в ведение 2-го спецотдела НКВД, а оперативное руководство продолжали осуществлять армейские, фронтовые и окружные особые отделы.

15 июля 1941 года 3-и отделы были сформированы при Ставках Главнокомандующих Северного, Северо-Западного и Юго-Западного направлений. 17 июля 1941 года постановлением ГКО СССР органы 3-го Управления НКО были преобразованы в Управление особых отделов (УОО) и вошли в став НКВД.
Главной задачей Особых отделов стала борьба со шпионами и предателями в частях и соединениях РККА и ликвидация дезертирства в прифронтовой полосе.
19 июля начальником УОО был назначен заместитель наркома внутренних дел Виктор Абакумов. Его первым заместителем был бывший начальник Главного транспортного управления НКВД и 3-го (секретно-политического) Управления НКГБ комиссар 3-го ранга Соломон Мильштейн. Начальниками Особых отделов были назначены: Павел Куприн – Северный фронт, Виктор Бочков – Северо-Западный фронт, Западный фронт – Лаврентий Цанава, Юго-Западного фронта – Анатолий Михеев, Южного фронта – Николай Сазыкин, Резервного фронта – Александ Белянов.

Нарком НКВД Лаврентий Берия для борьбы с шпионами, диверсантами и дезертирами предписал сформировать при Особых отделах фронтов – отдельные стрелковые батальоны, при Особых отделах армий – отдельные стрелковые роты, при Особых отделах дивизий и корпусов – стрелковые взводы. 15 августа 1941 года была утверждена структура центрального аппарата УОО.
Структура выглядела так:
начальник и три заместителя; Секретариат; Оперативное отделение; 1-й отдел – центральные органы РККА (Генштаб, Разведывательное управление и военная прокуратура); 2-й отдел – Военно-Воздушные силы, 3-й отдел – артиллерия, танковые части; 4-й отдел – основные рода войск; 5-й отдел – санитарная служба и интенданты; 6-й отдел – войска НКВД; 7-й отдел – оперативный розыск, статистический учёт и пр.; 8-й отдел – шифровальная служба. В дальнейшем структура УОО продолжала меняться и усложняться.

СМЕРШ

Военная контрразведка секретным постановлением СНК от 19 апреля 1943 года была передана в народные комиссариаты обороны и ВМФ.
По поводу её названия – «СМЕРШ» известна история о том, что Иосиф Сталин, ознакомившись с первоначальным вариантом «Смернеш» (Смерть немецким шпионам»), отметил: «Разве другие разведки против нас не работают?»
В результате и родилось знаменитое название – «СМЕРШ». 21 апреля это название было официально зафиксировано.

В перечень решаемых военной контрразведкой задач входили:
1) борьба со шпионской, террористической, диверсионной и другой подрывной деятельностью зарубежных разведок в РККА;
2) борьба с антисоветскими элементами в Красной армии;
3) принятие агентурных, оперативных и иных мер для того, чтобы сделать фронт непроницаемым для вражеских элементов;
4) борьба с предательством и изменой в Красной армии;
5) борьба с дезертирами и членовредительством на фронте;
6) проверка военнослужащих и иных лиц бывших в плену и окружении; 7) выполнение специальных заданий.

СМЕРШ имел права:
1) вести агентурную, осведомительную работу;
2) проводить в установленном советским законом порядке обыски, выемки и аресты военнослужащих Красной Армии и связанных с ними гражданских лиц, которые подозревались в преступной, антисоветской деятельности;
3) проводить следствие по делам арестованных, затем дела передавались по согласованию с прокуратурой на рассмотрение судебных органов или Особого Совещания при НКВД;
4) применять различные особые мероприятия, которые направлены на выявление преступной деятельности вражеской агентуры и антисоветских элементов;
5) вызывать без предварительного согласования с командованием в случаях оперативной необходимости и для допросов рядовой и командный состав РККА.

Структура Главного Управления контрразведки НКО «СМЕРШ» была следующей:
помощники начальника (по количеству фронтов) с приданными им оперативными группами; одиннадцать основных отделов.
Первый отдел отвечал за агентурно-оперативную работу в центральных армейских органах.
Второй работал среди военнопленных и занимался проверкой, «фильтрацией» красноармейцев которые побывали в плену или окружении.
Третий отдел отвечал за борьбу с вражескими агентами, которых забрасывали в советский тыл.
Четвертый вел контрразведывательную деятельность, выявлял каналы проникновения агентуры противника.
Пятый руководил работой управлений военной контрразведки в округах.
Шестой отдел являлся следственным;
седьмой – статистика, контроль, учёт;
восьмой – технический.
Девятый отдел отвечал за непосредственную оперативную работу – наружное наблюдение, обыски, задержания и пр.
Десятый отдел – специальный («С»),
одиннадцатый – шифрованная связь.

В Структуре «Смерша» также присутствовали:
Отдел кадров; отдел финансового и материально-хозяйственного обслуживания Управления; Секретариат. На местах были организованы Управления контрразведки фронтов, Отделы контрразведки округов, армий, корпусов, дивизий, бригад, запасных полков, гарнизонов, укрепрайонов и учреждений РККА.
Из частей Красной Армии Управлению «Смерша» фронта выделялся батальон, Отделу армии – рота, Отделу корпуса, дивизии, бригады – взвод.

Органы военной контрразведки комплектовались из оперативного состава бывшего УОО НКВД СССР и специального отбора командного и политического состава Красной Армии. Фактически это была переориентация кадровой политики руководства на армию. Служащим «Смерша» присваивались воинские звания установленные в РККА, они носили форму, погоны и другие знаки различия, установленные для соответствующих родов Красной Армии.
29 апреля 1943 года приказом наркома обороны Сталина офицеры, которые имели звания от лейтенанта до полковника госбезопасности, получили аналогичные общевойсковые звания. 26 мая 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР звания генерал-лейтенантов получили заместители Главного управления Николай Селивановский, Исай Бабич, Павел Мешик. Звания генерал-майоров получили начальники управлений и отделов контрразведки фронтов, военных округов и армий.

Численность центрального аппарата Главного управления контрразведки «СМЕРШ» (ГУКР «СМЕРШ») составляла 646 человек. Управлению фронта, который насчитывал более 5 армий, полагалось 130 сотрудников, не более 4 армий – 112, армейским отделам – 57, отделам военных округов – от 102 до 193.
Наиболее многочисленным был отдел контрразведки Московского военного округа. Управлениям и отделам были приданы армейские соединения, которые должны были охранять места расположения органов военной контрразведки, фильтрационные пункты, осуществляли конвоирование. Управление фронта для этих целей располагало батальоном, армейский отдел – ротой, отделы корпусов, дивизий, бригад – взводами.

На переднем крае

Прозападная и либеральная общественность любит подвергать критике различные страницы Великой Отечественной войны. Под удар попала и военная контрразведка. Так указывают на слабую юридическую и оперативную подготовку контрразведчиков, что якобы вело к огромному росту числа «невинных жертв» сталинского режима.
Однако подобные авторы забывают или сознательно закрывают глаза на тот факт, что большинство кадровых контрразведчиков, которые имели большой опыт и закончили специализированные учебные заведения до начала войны, просто напросто погибли в боях в первые месяцы Великой Отечественной войны. В результате в кадрах возникла большая дыра.
С другой стороны спешно формировали новые воинские части, шёл рост численности вооружённых сил. Опытных кадров не хватало. Мобилизованных в действующую армию сотрудников органов госбезопасности не хватало, чтобы закрыть все вакантные места. Поэтому в военную контрразведку стали набирать и тех, кто не служил в правоохранительных органах и не имел юридического образования.
Иногда курс обучения новоиспечённых чекистов составлял всего две недели. Затем непродолжительная стажировка на передовой под присмотром опытных сотрудников и самостоятельная работа. Более или менее стабилизировать ситуацию в кадровом вопросе удалось только в 1943 году.

За период с 22 июня 1941 года по 1 марта 1943 года военные контрразведчики потеряли 10337 человек (3725 убитыми, 3092 пропавшими без вести и 3520 ранеными).
Среди погибших был и бывший начальник 3-го Управления Анатолий Михеев. 17 июля он был назначен начальником Особого отдела Юго-Западного фронта. 21 сентября во время выхода из окружения Михеев с группой контрразведчиков и пограничников вступил в бой с гитлеровцами и пал смертью храбрых.

Решение кадрового вопроса

26 июля 1941 года при Высшей школе НКВД были созданы курсы подготовки оперативных работников для Особых отделов. В них планировали набрать 650 человек и учить их в течение месяца. Начальником курсов был назначен глава Высшей школы Никанор Давыдов. Во время обучения курсанты участвовали в строительстве оборонительных сооружений и поиске под Москвой немецких парашютистов.
11 августа эти курсы были переведены на 3-месячную программу обучения. В сентябре 300 выпускников было направлено на фронт. В конце октября 238 выпускников было направлено в Московский военный округ. В декабре НКВД передали ещё один выпуск. Затем школу расформировали, затем воссоздали.
В марте 1942 года в столице создали филиал Высшей школы Наркомата внутренних дел. Там планировали обучать 400 человек в течение 4-месячного срока.
Всего за время войны эти курсы закончило 2417 человек (по другим данным около 2 тыс.), которых направили в Красную Армию и во флот.

Кадры для военной контрразведки готовили не только в столице, но и в регионах.
В первые же недели войны отделами военных округов на основе межкраевых школ НКГБ были созданы краткосрочные курсы для обучения оперативного состава. В частности, 1 июля 1941 года на базе Новосибирской межкраевой школы создали Краткосрочные курсы при Особом отделе НКВД Сибирского военного округа. В них набрали 306 человек, командиров и политработников РККА. Уже в конце месяца произошел выпуск, и набрали новую группу (500 человек).
Во второй группе преобладала молодежь – 18-20 лет. На этот раз срок обучения был увеличен до двух месяцев. После выпуска, всех направили на фронт.
В сентябре – октябре 1941 года произвели третий набор (478 человек). В третьей группе большинство курсантов были ответственными партийными работниками (работники райкомов и обкомов) и политработниками Красной Армии.
С марта 1942 года курс обучения вырос до трёх месяцев. На курсах училось от 350 до 500 человек. В этот период большинство учащихся было младшими командирами Красной Армии, направленными с фронта Управлениями военной контрразведки.

Ещё одним источников для пополнения рядов военной контрразведки стали ветераны.
В сентябре 1941 года была издана директива НКВД о порядке восстановления бывших работников и направлении их на службу в действующую армию. В октябре 1941 года вышла директива НКВД об организации учёта находящихся на излечении работников особых отделов и дальнейшего их использования. Излечившихся и успешно прошедших медкомиссию «особистов» направляли на фронт.

15 июня 1943 года вышел приказ ГКО подписанный Сталиным об организации школ и курсов Главного управления контрразведки. Планировали сформировать четыре школы с 6-9 месячным курсом обучения, с общим числом учащихся – более 1300 человек.
Также открывались курсы с 4-месячным сроком обучения в Новосибирске и Свердловске (по 200 учащихся). В ноябре 1943 года Новосибирские курсы были преобразованы в школу Главного управления с 6-месячным, а затем годичным курсом обучения (на 400 человек).
Свердловские курсы в июне 1944 года также преобразовали в школу со сроком обучения в 6-9 месяцев и 350 курсантами.

За годы Великой Отечественной войны военными контрразведчиками было обезврежено более 30 тыс. вражеских шпионов, около 3,5 тыс. диверсантов и более 6 тыс. террористов.

«СМЕРШ» был создан сразу после Сталинградской битвы, ставшей переломной в Великой Отечественной войне.
После зимнего разгрома и практически тотального перехода к обороне, враг был вынужден срочно менять тактику и не только на поле боя.
Спецслужбы Германии пробовали новые методы шпионажа, пытались создать свою 5-й колонну в тылу наступающей Красной армии.
Перестраиваться приходилось и советским органам военной контрразведки.
К весне 1943-го года армейские чекисты набрали достаточно опыта, чтобы преобразовать Управление Особых Отделов в новое ведомство, способное не просто конкурировать с Абвером, а нанести ему сокрушительный урон.

«СМЕРШ» называют и самой эффективной контрразведкой Второй мировой войны, и карательной машиной.
На полях невидимых сражений «тайной войны» эта короткая аббревиатура из пяти букв наводила ужас на врагов.

«СМЕРШ» (сокращение от «Смерть шпионам») существовал недолго, около трех лет — с 1943 по 1946 гг.

Однако опыт, накопленный контрразведчиками в эти трудные времена, изучается и применяется контрразведками всего мира до сих пор.

Свой собственный «СМЕРШ» был у армии, флота и наркомата внутренних дел.

Генерал-лейтенант запаса Л. Шидловский сообщил:
«За годы войны органы «Смерш» осуществили 183 радиоигры. В качестве примера можно назвать радиоигру «Загадка» с участием зафронтового агента «Северова», в ходе которой удалось выманить на советскую территорию сотрудника СД Алоиза Гальфе».
Всего же советским контрразведчикам удалось заманить и обезвредить несколько сотен хорошо подготовленных вражеских агентов.

А ещё «Смерш», будучи свободным от ведомственных интересов,  выполнял для И. Сталина информационно-аналитическую функцию.

Многие из задач, которые решал «Смерш», неотвратимо вставали перед контрразведками всех воюющих государств.

Чего не скажешь про «фирменный» почерк айнзатцгрупп СД. Он прослеживается в Отчёте начальника айнзатцгруппы 3 штандартенфюрера СС К. Егера от 1 декабря 1941 года, где отражены «трудовые будни» по «очистке» Литвы:
«Решение систематически очищать район за районом от евреев требовало тщательной подготовки каждой акции и отличного знания условий в данном районе. Евреи собирались в одном или нескольких пунктах. В зависимости от количества выбиралось место для рытья рвов. Расстояние от сборных пунктов до рвов в среднем составляло 4–5 км.

Евреи направлялись к месту казни группами по 500 человек, расстояние между группами было не менее 2 км. Трудности и изматывающая нервы работа, имевшие при этом место, лучше всего иллюстрируются следующим примером, выбранным наугад:
«В Рокишкисе 3208 человек нужно было везти 4,5 км, прежде чем они могли быть ликвидированы… Грузовики для перевозки редко имелись в нашем распоряжении. Попытки к бегству, которые случались время от времени, предотвращали исключительно мои люди с опасностью для их жизни. Например, 3 члена команды на лесной дороге близ Мариямполе застрелили всех 38 убегавших евреев и коммунистических функционеров».

Результаты деятельности айнзатцгрупп СД обобщил Отчёт оперативной группы «А» полиции безопасности и СД за период с 16 октября по 31 января 1942 г., представленный на Нюрнбергском процессе:
«Систематическая работа по очищению Востока, согласно основным приказам, имела своей целью возможно полную ликвидацию евреев. Эта цель в основном достигнута. Исключая Белоруссию, экзекуции подвергнуто 229052 еврея. Оставшиеся в Прибалтийских провинциях евреи мобилизуются в срочном порядке на работы и размещаются в гетто».

Характерна и жалоба командира отряда спецакций группы D группенфюрера СС О. Олендорфа на то, что «захоронение погибших в грузовиках с газовыми камерами было тяжелейшим испытанием для личного состава отрядов спецакций».

Соколов прекрасно знает, что ничем подобным «Смерш» никогда не занимался и заниматься не мог.
Его основным противником был германский абвер, действовавший с размахом. «В первые месяцы войны абвер имел на Восточном фронте 13 разведывательных школ.
В них одновременно готовилось до 2 тысяч агентов, а всего численность агентуры противника в боевых порядках действующей армии достигала 5000 человек.
Это был серьёзный противник, использовавший изощрённые и коварные методы работы для выявления советской агентуры в своих рядах», – констатировал Шидловский.

Герой Советского Союза Жидков Пётр Анфимович (1904 – 06.11.1943).

В. Телицын пишет:
«Первым фронтовым контрразведчиком, удостоенным звания Героя Советского Союза (посмертно), был старший лейтенант Пётр Жидков – оперуполномоченный отделения контрразведки «Смерш» 3-й гвардейской танковой армии. 6 ноября 1943 г. в бою около села Хотов Киевской области во фланг нашим стрелкам ударил гитлеровский отряд. Из-за внезапности удара и превосходящих сил противника бойцы растерялись. Жидков личным примером поднял солдат в контратаку. В рукопашном бою он уничтожил нескольких гитлеровцев, но и сам получил смертельное ранение».

Посмертно звание Героя Советского Союза было присвоено оперуполномоченным ОКР «Смерш» лейтенанту Г. Кравцову, лейтенанту В. Чеботарёву, старшему лейтенанту М. Крыгину.